Отмена постановления по ст. 17.7 КоАП РФ: отсутствие обязанности уведомлять прокурора у единоличного руководителя

Анализ судебного акта: Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 12-46/2022

Ключевой вывод: Обязанность уведомлять прокурора о дате и времени рассмотрения его представления возникает только в том случае, если представление адресовано коллегиальному органу. Единоначальный руководитель (например, главный врач) такой обязанности не несет, а его неисполнение не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Предыстория дела

Мировой судья судебного участка № 17 Ленского района Республики Саха (Якутия) 14 июня 2022 года вынес постановление, которым признал главного врача Ленской центральной районной больницы (Ленская ЦРБ) Ф.И.О. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Эта норма устанавливает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что главный врач, рассмотрев представление прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства, не уведомила прокурора о времени и месте его рассмотрения и не обеспечила его участие в этом процессе. За это Ф.И.О. была оштрафована на 2000 рублей.

Защитник главного врача обжаловал это постановление, и Ленский районный суд встал на сторону должностного лица, отменив решение мирового судьи.

Позиция суда: детальное правовое обоснование

Рассматривая жалобу, Ленский районный суд провел тщательный анализ норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пришел к следующим ключевым выводам:

  1. Законное требование — основание для ответственности.
    Суд подчеркнул, что ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает только за неисполнение именно законных требований прокурора. Обязанность доказать законность этих требований лежит на самой прокуратуре.
  2. Коллегиальный орган vs. Единоначальный руководитель.
    Центральным аргументом в деле стало толкование ст. 24 Закона «О прокуратуре». В части 1 этой статьи указано, что представление подлежит «безотлагательному рассмотрению», а о результатах принятых мер должно быть «сообщено прокурору в письменной форме».
    Однако часть 2 этой же статьи гласит: «При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания».Суд обратил внимание, что главный врач бюджетного учреждения здравоохранения не является коллегиальным органом. Это единоличный исполнительный орган. Следовательно, прямая норма закона, обязывающая уведомлять прокурора о дне рассмотрения, на него не распространяется.
  3. Уведомление — право, а не обязанность.
    Исходя из системного анализа закона, суд пришел к выводу: уведомление прокурора о времени рассмотрения представления главным врачом является его правом, а не юридической обязанностью. Таким образом, отсутствие такого уведомления не может формировать состав административного правонарушения.
  4. Основная обязанность была исполнена.
    Материалами дела было подтверждено, что Ф.И.О. в установленный законом месячный срок представление фактически рассмотрела и направила прокурору письменный ответ. Тот факт, что прокурор был не согласен с содержанием этого ответа, не является основанием для привлечения к ответственности за неисполнение требований.

Итог и значение решения

На основании изложенного, Ленский районный суд отменил постановление мирового судьи и прекратил производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Практический урок данного решения:

Для всех организаций и должностных лиц, действующих на принципах единоначалия, это решение служит важным прецедентом. Оно четко разграничивает их обязанности перед органами прокуратуры. Требование о безотлагательном рассмотрении представления и направлении письменного ответа является обязательным. Однако обязанность уведомлять о самом процессе рассмотрения и обеспечивать участие прокурора возникает только если представление адресовано коллегиальному органу (например, совету директоров, собранию акционеров, ученому совету и т.п.).

Это решение защищает права единоличных руководителей от необоснованного привлечения к ответственности и способствует правильному применению норм закона о прокуратуре.